Социальные технологии в работе с семьей. Технология социальной работы с семьёй

Технология социальной работы с семьей развивается в следующих направлениях. Для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы.

Контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности. Такой контроль осуществляет государственная инспекция труда .

Выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, детям из таких семей выделяются бесплатные путевки для летнего оздоровления;

Особое внимание уделяется детям - инвалидам. Для них строят дома-интернаты, оснащенные специальным оборудованием.

Нуждающимся гражданам оказывается финансовая и натуральная помощь - в виде бесплатного или отпускаемых льготного горячего питания, предоставляя бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом .

Конфликтным семьям оказывают психологическую помощь. В особом внимании социальных работников-специалистов нуждаются семьи, социальное функционирование которых затруднено, т.е. семьи социального риска.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений разнообразны:

  • · экономические - прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи; низкий уровень зарплаты или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, которые даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности;
  • · асоциальные - алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция, бродяжничество детей, девиация;
  • · психологически-этические - жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров;
  • · медицинские - хронические инфекционные (напр. туберкулез) и венерические (например, сифилис) заболевания, психические и сексуальные девиации (отклонения), импотенция или бесплодие супругов.

Финалом длительного (но не всегда) периода дезорганизации супружеской жизни может стать развод .

Классификация мотивов и поводов развода довольно обширна, но можно выделить основные: болезнь одного из супругов; бесплодный брак; вынужденная разлука; физические оскорбления; измена, наличие другой семьи; пьянство (либо другие проявления девиации); «не сошлись характерами»; вмешательство родителей; полюбил (а) другого (гую); лишение свободы; легкомысленное вступление в брак; физическое несоответствие.

Мотивация бракоразводного поведения крайне противоречива, не говоря о том, что в самих мотивах развода есть как субъективные, так и объективные моменты (мотивы).

Субъективные мотивы, которые выдвигают разводящиеся супруги, всегда разнообразны. Чаще всего по ним трудно судить о реальных причинах расторжения брака, т.к. реальный мотив может нередко подменяться другим таким же.

Специалист же по социальной работе должен выявить реальный мотив развода и предпринять необходимые профилактические действия.

За мотивами, которые фигурируют в бракоразводном процессах, могут скрываться иные, совершенно не учитываемые мотивы. За своеобразным клише «не сошлись характерами» может действительно стоять сложная психологическая несовместимость, однако чаще всего сам термин выполняет роль защитного механизма.

Бракоразводная мотивация имеет свою специфику и особенности, связанные с остротой хронических конфликтов и противоречий между супругами, в результате которых возникает неудовлетворенность брачными отношениями.

Поводов или предлогов для недовольства может быть множество. Все зависит от того, чего люди ожидают от брака, от другого партнера, от семейной жизни [там же].

Между идеальными представителями и реальными взаимоотношениями людей всегда были, есть и будут расхождения. Это самый распространенный мотив неудовлетворенности супружеской жизнью.

Для специалиста важно разобраться не только в причинах развода, чтобы предотвратить его, если это возможно, но и умение, содействие в преодолении его последствий .

Последствия развода:

  • · большая часть разведенных мужчин и женщин длительное время не имеют возможности или желания вступить в повторный брак;
  • · значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в брак;
  • · возможности деторождения разведенных женщин остаются не реализованными, что крайне отрицательно влияет на процесс рождаемости;
  • · вследствие разводов увеличивается число не полных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей;
  • · воспитание ребенка в неполной семье увеличивает вероятность девиантного и делинквентного поведения среди подростков;
  • · развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства, как у родителей, так и у детей;
  • · основной проблемой разведенных супругов становится одиночество.

Социальный работник должен распознать причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, и найти эффективные способы разрешения проблем [там же].

К технологиям, используемых в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Но ограничиваться только таким видом помощи нельзя, ибо неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медикосоциального и интеллектуально-психологического статуса .

На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, с первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу [там же].

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем.

Составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, малоэффективна. После реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям .

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений. Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения - материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения [там же].

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения .

Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем - это, прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

Таким образом, одним из главных приоритетов в социальной политике России является социальная поддержка семей с детьми. В любом случае, когда индивиду, семье, группе предоставляются услуги, препятствующие утрате их социального статуса, говорят об оказании им поддержки.

Социальная поддержка семьи осуществляется в двух основных формах: прямой или косвенной. При этом к факторам косвенного воздействия можно отнести социально-культурные, социоэкологические, политику в области образования, технологии социальной поддержки, государственные законы и постановления. Прямое воздействие на систему социальной поддержки семьи оказывает деятельность государства в сфере экономики, правовой базы, здравоохранения. Адресную поддержку семьи предоставляют местные органы власти, церковь и общество. Прямое регулирование направлено непосредственно на семью либо на социальные процессы, происходящие в ней. Косвенное - на условия жизни и ближайшее окружение семьи. Следовательно, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Причем следует учитывать, что все перечисленные факторы внешней среды постоянно меняются, возникают новые факторы с последствиями которых, самостоятельно семья не в состоянии справиться .

Современные проблемы России, находящиеся на этапе преобразований и реформ, актуализировали разработку технологий социальной работы с семьей. Применение технологического подхода позволяет наиболее эффективно и грамотно осуществлять взаимодействие между специалистом по социальной работе и семьей [там же].

Таким образом, каждая технология социальной работы имеет свои границы применения. Они определяются самыми разными объективными и субъективными обстоятельствами. Задача социального работника, психолога, педагога - правильно провести границы применимости данной технологии к данной трудной жизненной ситуации.

В XXI веке на первый план социальной работы выходит уже не то, что и как делается, а то, кем это делается. Технологии открыты для освоения, но одних знаний далеко недостаточно. Нужны высококлассные умения и навыки, синтезированные с положительными личными качествами. Квалифицированный профессионал, являющийся разносторонней полноценной личностью - главный и единственный субъект, способный правильно проводить границы рассмотрения трудных жизненных ситуаций, в которые попадают дети.

Специалист социальной службы, будь то организатор или исполнитель, выстраивает определенные модели своей профессиональной деятельности, добиваясь максимальной рационализации собственных усилий. Понимание задач социальной работы прямо или косвенно воплощается в определенных процедурах действий специалиста и их последовательности. Однако эффективность этих алгоритмов определяется, прежде всего, ситуацией, которая складывается как совокупность сформировавшихся объективных условий и субъективных движущих сил.

Рамки применимости технологии к ситуации определяют технологический потенциал моделей социальной работы, то есть возможную скорость и целесообразность алгоритмизации теоретических положений. Только профессионально подготовленный социальный работник способен адекватно сформировать модель своих действий, обнаружить границы сложившейся ситуации и аккуратно «вложить» социальную технологию в эти границы.

Социальная терапия (СТ) - один из самых неоднозначных терминов в социальной работе. Понятие «социальное лечение» можно использовать в различных смыслах. Спектр инструментов («социальных лекарств») данной технологии настолько широк, а разброс социальных проблем («социальных болезней») настолько велик, что фактически любое направление практической социальной работы можно с определенной оговоркой называть социальной терапией.
Наиболее рациональным подходом к проведению границ между социальной терапией как технологией и множеством иных форм социальной помощи, представляется выделение социальной терапии как деятельности, направленной на создание благоприятных условии̌ для социальной адаптации и реабилитации с использованием специальных средств и методов.
О конкретной технологии социальной терапии можно говорить в зависимости от того, какой инструмент или метод применяется для улучшения условии̌ восстановления и приспособления ребенка, попавшего в определенную трудную жизненную ситуацию.

Семья - группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости, связанных кровным родством, усыновлением или брачными узами.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ ст. 1 - Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Выделяют по уровню социально-психологического здоровья:

Благополучные,

Семьи групп социального риска,

Неблагополучные,

Асоциальные.

Виды:

Молодые семьи.

Многодетные семьи (национальные традиции, неблагополучные семьи, религия).

Неполные семьи (малообеспеченность).

Матери-одиночки.

Приемная семья.

Семьи с детьми-инвалидами.

Семьи вынужден, переселенцев.

Семьи военнослужащих срочной службы.

Семьи безработных.

Семьи инвалидов (трудовая реабилитация).

Полная малодетная семья.

Жестокое обращение в семье (гостиницы, убежища).

Технологии соц. работы:

Сбор и обработка информации о семье, нуждающейся в помощи (диагностика соц. психологич. здоровья семьи, определение уровня конфликтности).

Технологии оказания семье социальной помощи (посреднической, экономической, социальной, материальной и т.д.).



Технологии непосредственной работы специалиста с клиентом по конкретным вопросам (развод, опекунство). - технологиипрогнозирования, оценки качества соц. услуг и т.д.

Социальное обслуживание семьи в центрах защиты.

Реабилитация - система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые (тренинговые группы, консультирование, семинары, «телефон доверия»).

Профилактика - комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем.

Психокоррекционные мероприятия , изменение самооценок взрослых и детей.

Цель соц. помощи - сохранение семьи как соц. института. Помощь может быть экстренной, направленной на выживание семьи, срочной, с немедленным удалением из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей, направленной на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Для защиты детей от жестокого обращения в семье необходимо тщательное исследование ситуации в семье с участием соц. работника, психолога, врача, сотрудника органа внутренних дел. Агрессивность, равнодушие, сексуальные домогательства, побои, проблемы с едой, непосещение школы, отставание, в развитии являются предлогом для возбуждения дела о лишении родител-х прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

При работе с «трудными» детьми и подростками предусмотрена диагностика семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязат-ный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса, консультирование семьи соц. педагогом.

Семьи «групп риска»: (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Неполная семья может сформироваться по разным причинам: женщина одна воспитывает ребенка, развод жены с мужем (муж пьёт, бьёт, не работает и т.д.).

Причины формирования неполной семьи: Социальная напряжённость в обществе, социальная несправедливость, безработица, высокие цены и низкая заработная плата, отсутствие психологической адаптации к новым существующим условиям. Отсюда воспитание в неполных семьях (например: мать вынуждена зарабатывать деньги на 2-3 работах, а дети предоставлены сами себе, отсюда следуют наркотики, пьянства, плохая компания, возможная преступность).

Роль специалиста по С.Р. в помощи многодетным семьям: психологическая консультация, которая поможет выявить причины дезодаптации, поможет в профориентации матери, отцу, детям-подросткам; тренинг, аутотренинг, коррекция, психотерапия.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, неустойчивость личности, зависимость. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, соц. окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика. Движение «Анонимные алкоголики», программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» - эффективные технологии создания благоприятной среды для излечения от алкоголизма

Соц. работа с конфликтной семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Внешними затруднениями являются материальное благосостояние семьи, неуверенность в завтрашнем дне, безработица. Супруги могут придерживаться различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, им присущи всплески эмоций. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии. Одна из методик - построение генограммы семьи. При создании генеалогического древа с помощью семейного терапевта члены семьи вовлекаются в единую деят-сть, дополняя друг друга. Методика «семейного соглашения» предусматрив. разработку взаимно-приемлемого списка обязательств обеих сторон, оформляемого двусторонним договором и подписываемого обоими супругами. Анализ его выполнения помогает скорректировать последующую работу с семьей. Разрешение семейных проблем, прежде всего, ответственность самих членов семьи.

Проблемы семей, воспитывающих ребёнка-инвалида: поставить на учёт ребёнка-инвалида, получить дотации, оформить льготы, трудоустройство, проблемы с работой, например: у матери, если она воспитывает его одна.

Помощь оказывается на основании следующих законов:

1. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

2. Федеральная программа «Дети-инвалиды».

4. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

5. ФЗ «О защите инвалидов в РФ».

Роль соц. работника - организация медицинской помощи инвалидам (медико-социальная реабилитация в условиях стационара или на дому, в организации санитарно-курортного лечения. Проанализировать социальную обстановку в семье, предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них работы на дому и т.д.

СЛОЖНАЯ СЕМЬЯ - совместное проживание молодой и родительской семьи снимает потребность в ряде соц. услуг, выполняемых самими чл. семьи. Направления СР - соц. поддержка молодой и родит, семьи, мед-псих-пед консультирование по различным вопросам семейной жизни, предотвращение семейных конфликтов, путем проведения разл. мероприятий.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы. Соц.работник вместе с клиентом рассматривает проблему и ищет пути ее разрешения, дает конкретные советы и рекомендации - Один из ведущих методов.

При изучении семьи используется педагогический эксперимент активно привлекаются родители к экспериментальной работе, кот. ведется в детском саду и нуждается в подкреплении и продолжении в условиях семьи.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ - требует создания условий, кот. располагают к искренности респондентов. Продуктивность возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ - позволяет собрать много данных. Есть возможность получения и обработки материала.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - им обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Тимами тренинга могут быть «знаю ли я своего ребенка», «как вести себя с агрессивным ребенком», «как воспитать ребенка без отца». Деятельность группы закрыта от посторонних.

Семья - это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья сильнейший источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку в благоприятном случае поддержку, понимание, рекреацию.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры.
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.
Форма брака. Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название
полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих
нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977).
Помимо экономических факторов важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.
Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членам семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.
Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, например, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.
В некоторых странах, например, в США, большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
Важное значение для оказания содействия семье имеет знание ее родословной и правил наследования имущества. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40% мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.
За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с её разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям.
Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.
В соответствии с современным вариантом концепции теории конфликта семья - место, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникает конфликт между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.
Основные функции семей:
генеративная (репродуктивная), обеспечивающая деторождение продолжение человеческого рода;
функция первичной социализации детей - воспитательная функция, позволяющая обеспечить детям воспитательное общение с родителями;
экономическая и хозяйственно-бытовая - удовлетворение своих повседневных потребностей в питании, личной гигиене, уход в случае болезни и др. Семья приходит на помощь тому из членов, кто попадает в трудное экономическое положение;
поддерживает трудоспособность членов семьи. Так как бытовые услуги подорожали и сократились, то увеличилось значение хозяйственно-бытовой функции, осуществляемой в семье чаще всего на примитивном уровне, без механизации;
гедонистическая функция (функция здорового секса), позволяющая людям в семье осуществлять нормальную половую жизнь, способствующую здоровому образу жизни. Практика показывает, что семейные люди живут дольше, чем бессемейные. Удовлетворение этой потребности за счет нерегулярных отношений со случайными партнерами накладывает на человека излишний психологический груз и увеличивает возможность болезней;
рекреационная функция - восстановление (рекреация) физических и психических сил, израсходованных на работе. «Мой дом - моя крепость»;
психотерапевтическая функция - предоставление эмоционального убежища, где человека принимают и поддерживают таким, какой он есть. Эту функцию выполнять сейчас все труднее, так как стрессы испытывают все члены семьи, поэтому каждому следует не только ожидать психологической поддержки от членов семьи, но и самому ее оказывать.
Внешние условия достаточно активно влияют на эмоциональную атмосферу семьи.
В России свыше 40тыс. семей. Средняя величина семьи - 3,23 человека, семьи из двух человек - 34%.
Нуклеарные семьи (супружеские пары без детей или с детьми) - 67%.
Количество детей в семье - 1,1 ребенка на каждую российскую семью, или 1,63 на каждую семью с детьми.
Многодетные семьи встречаются редко: 5,7% от всего числа семей, или 9,4% от числа семей с детьми.
Большинство семей с детьми являются полными, но 13% - неполные, т.е. в них отсутствует один из родителей, причем на каждые 14 неполных семей приходится одна «отцовская» семья.
Причинами появления неполных семей являются следующие:
вдовство (вдов - 18,2%, вдовцов - 2,5%) из-за более высокой смертности мужчин;
рождение ребенка в фактическом браке (без регистрации), причем возраст матерей составляет 15 лет (3,3 тыс.), 16 лет (14,5 тыс.), 17 лет (40 тыс.);
развод (в России в 2000 г. показатель разводимости равен 3,4%, в 1990 г. - 3,8%.
Молодые семьи - первые три года брака. В этих семьях возникают определенные проблемы:
такая семья экономически зависит от родителей, если в брак вступают в раннем возрасте;
семья проживает на площади родителей или арендует жилплощадь;
семья производит на свет детей, что требует дополнительных средств;
проблема заработка в связи с безработицей;
адаптация молодоженов, сбои в отношениях, что часто приводит к разводу
(30% в первые пять лет).
Пожилые семьи. Так как в РФ средняя продолжительность жизни женщин на 12 лет больше средней продолжительности жизни мужчин, то эти семьи состоят из одного члена. Как правило, они малообеспечены, поэтому являются главными клиентами системы социального обслуживания.
Фактический брак (без регистрации). По оценке специалистов, их у нас около или более 2 млн. Причем средний срок таких браков невелик.
Маргинальные семьи (таг§о - край {лат. - находящийся на краю), которые не могут самостоятельно решить свои проблемы, постоянно нуждаются в социальной поддержке.
Проблемные семьи, нуждающиеся в помощи из-за: неизлечимых болезней родственников, их неустойчивой психики. Кроме того, источники возникающих проблем в семье могут определяться экономической ситуацией в стране. Отсутствие возможности обеспечить свою семью вызывает депрессию, усиливает склонность к суициду, алкоголизму.
Другой проблемой в семье является насилие друг к другу, причем не только физическое, но и социальное (запрет работать, борьба за лидерство, выброс отрицательных эмоций на детей и женщин).
Формы жестокого обращения не сводятся к избиению, они включают в себя любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Это морально-психологическое насилие, когда тот из членов семьи, который имеет возможность определять поведение других членов, препятствует своим домочадцам общаться с теми друзьями и соседями, с которыми им желательно, муж препятствует внедомашней занятости жены, не давая ей поступить на работу или принуждая покинуть работу, и т.д. В том же русле лежит стремление воспрепятствовать кому-либо из членов семьи в приобретении образования, повышении квалификации. Травмирующими могут быть такие проявления эмоционально-психологической жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе воздействуют на отношения между членами семьи, на психосоматическое здоровье лиц, подвергаемых оскорблениям. Самый опасный для личности, здоровья и жизни вид жестокого обращения - физическое и сексуальное насилие. Они могут сочетаться или осуществляться порознь.
Физическое насилие заключается в том, что член (члены) семьи причиняют другим членам (в первую очередь детям и женщинам) физическую боль, наносят ранения или убивают. Это может происходить в форме побоев, сотрясения, сдавливания, прижигания, укусов и т.п. Также возможны ситуации, когда детям дают отравляющие или психотропные вещества, опасные лекарства или алкоголь.
Сексуальное насилие заключается в том, что несовершеннолетние дети могут использоваться взрослыми для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Это могут быть прикосновения, ласки, половые сношения, мастурбация, оральный или анальный секс, а также иные развратные действия, включая демонстрацию де-
тям порнографии в различных видах. Для принуждения детей к развратным действиям нередко используется физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту.
Физическое и сексуальное насилие разрушительно влияет на взрослых, а уж тем более на детей. Для лиц, переживших его, характерны сохраняющиеся надолго депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений и контактов, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.
Проблема семейной домашней жестокости только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных: в семье это женщины и дети. Она объясняется также традициями подавления и жестокости, которые имеют место в традиционных культурах, с низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков заместительной разрядки отрицательных напряжений.
Однако, помимо этого, следует говорить о некоторой личностной предрасположенности к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. В технологиях стабилизации семейных отношений социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Порой подвергаемые жестокому обращению запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малого возраста, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях следов его не остается, или они быстро исчезают. Поэтому желательно знать прямые и косвенные признаки, которые могут указывать на наличие жестокого обращения в семье по отношению к детям. Это агрессивное, раздражительное поведение, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя сексуальная не по возрасту осведомленность, непонятного происхождения боли в животе, проблемы с едой от систематического переедания до полной потери аппетита, беспокойный сон, кошмары, ночное недержание мочи.
Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх перед каким-то конкретным человеком, явное нежелание оставаться с ним наедине. Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу.
В школьных делах такие дети участвуют мало или не участвуют вовсе. У них мало или совсем нет друзей. Дети отстают в развитии, хуже учатся. Ребенок не доверяет взрослым, особенно тем, которые находятся близко. Он может бежать из дома, совершать попытку самоубийства, наносить себе ранения. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении.
Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в диагностике специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и поможет пресечь жестокое обращение со взрослым или несовершеннолетним членом семьи. Как правило, есть необходимость немедленного удаления ребенка из такой семьи и помещения его в учреждение социальной реабилитации, что может производиться местными органами опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некоррегируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовном преследовании виновного в жестоком обращении.
К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относятся также социальные приюты (гостиницы, убежища), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом встречаются также приюты для мужчин, подвергаемых жестокому обращению в семье) провести в безопасном месте период кризисного обострения семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает недостаточно, ибо неразрешенные семейные конфликты протекают длительно, периодически обостряясь. Поэтому для разрешений большинства из них необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей.
Такой уровень социальной работы, ориентированный на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
В основе проблем всех типов семей лежит вопрос о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно освобождаясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть произведен только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быть осуществлены вне ее. В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментальным социальным институтом, вне рамок которого существование человека невозможно.
Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые свойственны и нашей стране, переживающей социально-экономические трудности, и экономически благополучным странам, не испытавшим в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения.
Нестабильность выражается в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Количество разводов в год в нашей стране составляет один из самых высоких показателей в мире.
Нестабильность семейной жизни проявляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый «первый демографический переход» от нерегулируемой рождаемости на уровне «естественной фертильности», когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологически может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказываются бессильны. Практика показывает, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью в определенной стране семьи либо находят их в других странах, либо прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины.
В настоящее время большинство промышленно развитых стран столкнулось со «вторым демографическим переходом» от малодетной к преимущественно однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущественно в одном ребенке, а не в детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. «Инвестиции в детей» включают в обязательном порядке расходы на обеспечение им высокого уровня здоровья, приемлемого и комфортного уровня жизни, запаса впечатлений, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подростковом кругу. Наиболее дорогостоящая часть этих расходов - достижение необходимого уровня образования. Государство контролирует минимально необходимый уровень такой подготовки путем установления обязательного для всех (среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного социального старта предъявляют требования к максимально высококачественному образованию, которое практически повсеместно теперь является не только платным, но и дорогостоящим.
На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок в нашей стране рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям. Иногда это можно рассматривать как индикатор, указывающий на распространение фактической брачности.
В наших условиях такое явление можно также интерпретировать как кризисное стремление минимизировать семью: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.
Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария одиночества как привлекательного и комфортабельного стиля жизни. Прежде человек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, который находит удовольствие в таком виде существования.
Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависит разработка, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфере приведут к неудовлетрительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение, что можно при помощи довольно примитивной системы экономических и юридических мер (увеличение пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком и т.д.) влиять на демографическое поведение людей в области рождаемости, заставляет государственные органы прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии рождаемости.
Для социальной работы неправильная ориентация может быть причиной постановки нереалистичных целей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому вопросы анализа социальной действительности и выбора стратегий, адекватных объективному ходу вещей, имеют прямое отношение к её содержанию и организации.
Социальные проблемы неполных семей связаны с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье, иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на пособия на детей. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов, в том случае, когда дети имеют на него право и реально получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их решить проще. Еще более сложными и не имеющими однозначного решения являются социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. Учитывая, что подавляющее большинство неполных семей состоит из матери и ее детей, в основном эти проблемы касаются женщин.
Недавно ставшая массовой категория неполных семей - это неполные расширенные семьи, образующиеся, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав либо предаются безудержному пьянству. Чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. В последнее время сотрудники органов социальной защиты говорят о появлении неполных расширенных семей в связи с отъездом родителей за рубеж. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности. К сожалению, нужной для воспитания детей позиции доминирования, авторитета, способности контролировать ситуацию они порой обеспечить не могут, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения.
Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России (в начале XX века в европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем восемь детей), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (7,5%) от общего количества семей. Причем определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго рейс рождаются сразу близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате К1ММ либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средствам прерывания беременности.
Все остальные многодетные семьи могут быть распределены на три категории. Во-первых, это сознательная, целенаправленная многодетность, которая может быть связана с национальными традициями, либо с религиозными предписаниями. Иногда возможны культурно-идеологические побудители, иногда воплощение традиций родительской семьи. У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья, но по крайней мере мотивация к воспитанию детей у родителей налицо.
Вторую группу составляют семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть различными, в том числе и вполне благополучными, но отзвук существования неполной семьи в их рамках сохраняется.
Третью группу составляют семьи инвалидов, которые характеризуются экономическими трудностями, связанными с распадом производственной и реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограниченной трудо- и адаптационной способностью ее членов. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности, так как формирование безбарьерной среды только начинается. Внедрение программ, направленных на приспособление существующей среды к потребностям и возможностям инвалидов, пока ограничивается как недостатком средств, так и организационными препятствиями.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обладают всеми проблемами, связанными с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д.), но их принятие таких проблем зачастую добровольно, так как при рождении ребенка-инвалида с неисправимой патологией родители нередко имеют возможность отказаться от таких детей с целью помещения их на постоянное обслуживание в специализированный интернат. Сеть учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока далеко не достаточна. Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, нередко не совместим с внедомашней занятостью. Поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо оставить любимую работу в пользу более свободной по графику, близко расположенной, но нижеоплачиваемой.
Семейные проблемы, заключающиеся в патологизации отношений между супругами, между родителями и детьми, по общему правилу не зависят от социального статуса семьи и могут постигнуть обеспеченную, интеллигентную семью с такой же вероятностью, как малообеспеченную или малообразованную. Социальные работники в настоящее время могут заняться оказанием помощи такой семье преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада. Но работать над профилактикой семейных дисфункций, заниматься налаживанием семейных коммуникаций над предкризисной стадии пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной
терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выдвинутся на первое место.
О технологиях социальной работы с семьей можно говорить применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и её членов.
Каждая семья проходит через закономерно сменяющуюся цепь этапов, обусловленных возрастом семьи и особенностями функционирования. В жизненном цикле семьи можно выделить следующие этапы:
заключение брака;
взаимная адаптация;
рождение детей;
взросление детей и уход их из семьи;
старение и смерть одного или обоих супругов.
Перестройка структурных связей и отношений в семье вызывает её временное ослабление, например, в период рождения первенца, в период «критического» возрастания детей. Число разводов в эти периоды значительно увеличивается, поэтому семьи нуждаются в социальной помощи. Каждый из указанных выше периодов семьи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с семьей.
Женщины
Женщины представляют социально-демографическую категорию населения, которая отличается рядом физиологических особенностей, специфическим гормональным статусом, положением в социальной структуре. Отнесение к женскому или мужскому полу фиксируется при рождении младенца и записывается в документах как паспортный пол. Принадлежность к конкретному полу предписывает социальную позицию индивида и соответствующий ей комплекс социальных проблем. Основная причина выделения женщин в качестве особой социально-демографической группы и специфической категории клиентов социальной работы заключается в их генеративной функции, т.е. способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.
Эта способность, с одной стороны, обеспечивала продолжение рода и потому пользовалась уважением с первых этапов существования человеческого рода. С другой стороны, она могла представлять большую опасность для хрупкой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а каждый «лишний рот» грозил привести остальных к недоеданию и голоду. Поэтому в патриархальных обществах сложилась идеология феминофобии -- страха перед женщинами и недоброжелательного отношения к ним.
Кроме того, подчиненная роль женщин в поло-ролевом разделении труда, НС возможность для подавляющего большинства женщин самостоятельно обеспечивать себя и детей одобряемыми обществом способами привели к укоренению представлений об их неполноценности, потребности руководства со стороны мужчины, об ограничении всей их жизнедеятельности исключительно семейным кругом, о «естественном биологическом предназначении» женщины. К сожалению, всю косность и неправильность таких представлений многие наши соотечественники начинают понимать только тогда, когда дают себе труд распространить мысль о «естественном биологическом предназначении» на мужчин и с Удивлением осознают, что все жизнеосуществление «сильного пола» в такой системе координат сводится к достаточно кратковременному и чаще всего единичному акту.
Начавшаяся с 60-х гг. XX в. волна активного женского движения в различных странах, особенно в США, стимулировала интенсивное исследование статуса, различных характеристик и положения женщин. Более того, все социальные структуры начали пересматривать свои установки, принимая во внимание точку зрения женщин. Осознание факта притеснения женщин повлияло на личные взгляды и общественную практику большинства людей. Многие социальные работники критически подошли к устоявшимся взглядам и приняли участие в пересмотре базы знаний и методик практической социальной работы в сферах жизни, касающихся женщин, таких, как социальные политика, программы и обслуживание. Это особенно важно, поскольку среди клиентов социальных служб женщины составляют большинство.
Демографические особенности женщин. Женщины в структуре населения превалируют над мужчинами: более половины населения составляют женщины. Среди новорожденных больше мальчиков (на 100 девочек в среднем приходится 105-107 мальчиков). Однако с возрастом число мужчин по отношению к женщинам постепенно снижается среди всех национальностей. Так, начиная с 25-29 лет число женщин начинает превышать число мужчин, а в возрастной группе 65 лет и старше на 100 женщин приходилось всего 67 мужчин. Это результат худшей выживаемости в младенчестве и большей смертности в любом возрасте у мужчин по сравнению с женщинами. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин примерно на 7-7,5 лет. Взрослых женщин больше, чем взрослых мужчин. С возрастом пропорция женщин увеличивается во всех возрастных и этнических группах. Среди престарелых число женщин значительно превышает число мужчин.
Здоровье. Ожидаемая продолжительность жизни традиционно является главным индикатором физического состояния населения. Как уже отмечалось выше, средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин значительно больше, чем у мужчин.
Зафиксированные показатели смертности по возрастным когортам от таких болезней, как церебральный паралич, злокачественные опухоли, заболевания сердечно-сосудистой системы, пневмония и грипп, а также несчастных случаев, убийств и самоубийств значительно ниже у женщин, чем у мужчин.
Молодёжь
Молодёжь - это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели (16-30 лет).
Молодёжь представлена в различных общественных классах, её положение существенно зависит от её социально-классовой принадлежности. Статус молодёжи рассматривается как положение молодёжи в обществе. Оно характеризуется по множеству показателей, среди которых социально-демографическая структура молодёжи, правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическая активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры, здоровье.
Для молодёжи разного возраста существует различная степень обретения прав и обязанностей. Это связано с разным объёмом дееспособности, а также с рядом специально установленных прав и обязанностей лиц молодого возраста и несовершеннолетних.
Молодежь подразделяется на категории: школьная, студенческая, рабочая, сельская, молодые предприниматели и т.д. Каждая молодежная социальная группа имеет свои экономические, социальные, социокультурные характеристики. Психологические характеристики молодежи во многом зависят от возрастных периодов - подростковый период, юношеский, молодежный. Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга, отдыха - все эти вопросы можно успешно решать только при поддержки общества. Государство создает определенные благоприятные условия для развития, успешного вхождения молодого человека в общественные отношения на правах самостоятельного субъекта, способствует реализации его личностных возможностей. Подобные меры государство реализует через свою молодежную политику.
Молодежь, как социально-демографическая группа отнесена к группам социального риска. Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев поведения и образа жизни создает условия для отклоняющегося, асоциального поведения - вхождение в криминальные подростковые группы, приобщение к наркотикам, алкоголю, пустому время препровождения и т.д. Молодежь должна всегда находиться в центре социальной работы, ей необходимо оказывать социальную поддержку и помощь.

Технология социальной работы с семьей - совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия.

К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия . Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь, прежде всего, остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Не менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами, в том числе и с многодетными семьями, включающими необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих. Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и помочь в решении возникших у него проблем. Следует отметить, что в нашей стране пока мало методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом (семьей), все еще преобладают групповые технологии. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения, в том числе с многодетными семьями; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем семьи. Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы с различными категориями населения необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых методик, механизмов, систем, процедур.

Нужны прикладные исследования новых инициативных авторских методик, которые могли бы лечь в основу новых технологий. Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в процессе оказания социальной помощи. Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т.д. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования. Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания социальных, социально-технологических, социально-медицинских приемов, способов действия, процедур. Только усилиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обоснованные технологические стандарты социальной работы с различными категориями населения, включающие результативные приемы и способы действий и позволяющие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Однако для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке, причем помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Особенно в такой помощи нуждаются семьи многодетные. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа "Планирование семьи" и "Дети России" и другие.

В современной России социальной работой с семьями занимаются различные государственные (табл.2.4) и негосударственные (общественные) органы .

Таблица 2.4

Инфраструктура государственной семейной политики

Органы власти (управления)

Наименование структуры, занимающейся вопросами семейной политики

Президент РФ Совет по вопросам семьи и семейной жизни

Советник по делам семьи и семейной поддержки

Администрация Президента РФ Отдел по вопросам семьи и семейной политике
Федеральное собрание РФ, Государственная Дума, Совет Федерации Комитет по делам семьи, женщин и детей (Государственная Дума).

Совет по вопросам развития региональной семейной политики (Совет Федераций).

Правительство РФ Министр по делам семьи и семейной политики (без портфеля)

Отдел по делам семьи и семейной политики (Аппарат Правительства РФ).

Межведомственный совет по делам семьи и семейной политики

Федеральные министерства и ведомства Подразделения, работники, отвечающие за решение проблем жизнедеятельности семьи
Региональные органы власти Комитеты (управления, отделы) по делам семьи и семейной политики в субъектах Федерации

Особую роль в осуществлении социальной работы с семьями, особенно это актуально в отношении семей многодетных, играют различные общественные объединения, территориальные социальные центры, социальные службы . В современных условиях такие гражданские инициативы во всем мире становятся элементом "социального капитала", без которого не мыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.

Общественные объединения служат посредником между государством и населением, вовлечены в общественную деятельность, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы и судьбу России в целом. Актуальность и значимость таких объединений заключается в том, что в настоящее время в России данные организации всё больше становятся вовлечены в различные проекты социальной сферы. Они принимают активное участие в поддержке органов социальной работы и социального обслуживания, а также в иных общественно-полезных делах.

Территориальные общественные объединения могут быть как специализированными:

психолого-педагогические;

экстренной психологической помощи по телефону;

медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями;

социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков;

помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов;

социальной помощи несовершеннолетним беременным;

социальные приюты и т.п.;

а также комплексными:

территориальные центры социального обслуживания населения;

центры социальной помощи семье и детям;

общественные организации многодетных семей;

центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т.п.

Их основными задачами являются:

Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей, в т.ч. многодетных, и их потребности в социальной помощи.

Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи.

Поддержка многодетных семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

Анализ уровня социального обслуживания многодетных семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания многодетных семей.

Опыт свидетельствует о высокой результативности работы таких центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;

оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;

осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;

предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне.

Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

Все это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты. Изучение их деятельности позволит эффективнее ориентироваться в современном социальном пространстве и более эффективно осуществлять профессиональную деятельность социального работника, привлекая к ней гражданские инициативы.